Сочинения ленинградских десятиклассников
Сочинения ленинградских десятиклассников, написанные ими во время социологических обследований, показывают, как необходим школьникам не только минимум эстетических переживаний, но и минимум эстетической грамотности. Вот выдержки из сочинений: «Фанатичная вера приносит вред. Но в религии много красивых обычаев, которые в какой-то степени облагораживают душу. Это особенно музыка и пение». А один из таких авторов добавил: «К атеистической работе отношусь отрицательно… Нечего опускать человека с его небес на его землю». Так эстетическая неграмотность может привести школьника к грубым идеологическим ошибкам, а при известных условиях и сделать его жертвой церковных «ловцов душ».
Вот почему актуальное значение приобретает эстетическое воспитание в школе, приобщение всех учащихся к подлинному искусству, выработка у них здорового, оптимистического мироощущения, повышение их эстетической грамотности. Школьник сможет увидеть не только бросающийся в глаза религиозный сюжет старой картины, но и скрытое за ним светское, «земное» содержание. Тогда он поймет, что Прогрессивное развитие искусства происходило не благодаря религии, А вопреки ей.
Перед нами сочинение десятиклассника, который хорошо отличает эстетическое от религиозного в церковном культе и, оценивая по достоинству первое, осуждает второе: «В церкви очень красиво, но мы посмотрели и ушли. Всё-таки там плохо. Лица у людей какие-то мрачные, безразличные. Им, наверное, наскучило жить. А ведь они смогли бы пойти в кино, в театр, и были бы у них не такие лица».
Автор приведенного сочинения, несомненно, убежденный атеист и эстетически грамотный человек. Принципиальное отличие его эмоциональных переживаний, вызванных церковным «благолепием», от переживаний верующего человека в том, что эти его чувства не направлены на сверхъестественный объект. Напротив, он с сокрушением наблюдает, как другие адресуют свои чувства именно богу, унижая тем самым свое человеческое достоинство и лишая себя земных радостей.