Программные темы
Труднее определить те программные темы, при изучении которых уместно и нужно критиковать религиозные верования.
Трудность определения программных тем, при изучении которых наиболее уместна прямая критика религиозных верований и реакционной роли церкви, состоит в том, что такая критика, как правило, не предусмотрена действующими программами и учебниками и вместе с тем она должна органически вытекать из материала, изучаемого на уроке. Без соблюдения такой органической связи атеистические выводы будут искусственно притянутыми, а потому и малоубедительными.
При желании в школьных программах можно подобрать немало, тем, при изучении которых атеистические выводы напрашиваются, так сказать, сами собой. Ведь в школьных дисциплинах изучается много вопросов, на которые у религии есть свои, антинаучные ответы. Вот эти ошибочные, религиозные взгляды и необходимо подвергнуть аргументированной кри — тикеОВозьмем учебник по физической географии для 5-гокласса. В нем только один раз, в теме «Смена времен года», критикуются религиозные верования. Преподаватели же географии школ Московского района Ленинграда на методической конференции решили пойти значительно дальше. Они сочли возможным и необходимым использовать для критики религии также и следующие темы названного учебника: «Вулканы», «Горы», «Годовое движение Земли вокруг Солнца», «Атмосферные осадки», «Погода», «Времена года» и др. Известно ведь, что по всем этим вопросам уже в древних религиях были свои представления. Эти антинаучные взгляды нашли отражение и в Библии и сохранились среди наиболее отсталых верующих даже в наши дни. Достаточно вспомнить библейское учение о «тверди небесной»; представления древних людей о горах как обиталищах богов ; дожившее до наших дней поклонение «святым» источникам; обожествление Солнца, миф о том, как Иисус Навин остановил на несколько часов дневное светило; молебны о дожде и многое другое.
На уроках, знакомящих с выдающимися деятелями науки и культуры, имеется прямой повод рассказать об антицерковных и атеистических настроениях и взглядах великих мыслителей прошлого, о преследовании их церковниками. Яркие факты мученической смерти Бруно, преследования Галилея, Сеченова, Тимирязева, Мичурина и многих, многих других покажут учащимся, как наука, литература и искусство развивались в мужественной борьбе против религии, отвоевывая у нее одну позицию за другой.
Критика религиозных взглядов на изучаемый вопрос проводится лишь после изложения научного ответа на этот вопрос, то есть при опоре на правильные представления учащихся. При такой последовательности изложения материала несостоятельность религиозных взглядов будет более очевидной. Те учителя, которые, слепо следуя хронологическому принципу, сначала знакомят учащихся с ложными, религиозными взглядами, а затем уже переходят к научному объяснению вопроса, уподобляются человеку, который сам сеет в чистую почву сорняки, а затем начинает бороться с ними.