Описания восхождения
В распространяемых среди баптистов-прокофьев — цев рукописях была, например, статья «Плачьте о себе и о детях ваших». Начинается она с трогательного описания восхождения Христа на Голгофу: «Прямо перед нашими глазами затылок Идущего, потеки алой крови запеклись в волосах его. Смотри… колючки тернового венца… глубоко вбиты чьей-то безжалостной рукой…» Дальше говорится, что родители, отказавшиеся от религиозного воспитания своих детей, увеличивают этим страдания Христа.
«Небо и его радости, — пишет автор, — ваши дети считают за пустое, а земля с ее прелестями стала постоянным хлебом их жизни. Теперь дети ваши уже сознательно топчут святыню Божию. Вот о чем надо плакать. Ваша вина в том, что они наносят новые кровоточащие раны Христу… Плачьте и рыдайте о себе и о детях ваших. Аминь!»
Сильно, не правда ли? В приведенном отрывке нет аргументации от разума. Читатель должен просто поверить тому, что было такое восхождение на Голгофу, и даже тому что современные дети, считающие «небо и его радости» за пустое, тем самым, оказывается, своей детской «безжалостной рукой» еще и сегодня вбивают новые колючки в голову Христа. Автор апеллирует только к чувствам, в которых должен раствориться и утонуть здравый смысл.
Религиозные чувства являются вредными уже по одному тому, что, будучи направлены на несуществующие объекты, они закрепляют ложные представления и культивируют отрицательные эмоциональные переживания.
Атеистические же чувства направлены на реальные объекты. Они проникнуты подлинным гуманизмом. Атеистические настроения важны как противовес религиозным чувствам. У представителей того поколения, которое еще помнит дореволюционные годы и испытало на себе гнет религии и церкви, атеистические настроения формировались, главным образом, под влиянием самой жизни. Достаточно вспомнить те чувства, которые были порождены Кровавым воскресеньем. У подрастающего поколения подобных наблюдений и переживаний, разумеется, не было. Атеистические настроения мы воспитываем у него на ярких фактах, почерпнутых из литературных источников: сожжение Яна Гуса и Джордано Бруно, трагедия Овода — героя одноименного романа Войнич, отношение церкви к Степану Разину и Пугачёву, антинародная деятельность попа Гапона и патриарха Тихона. Сильные атеистические эмоции возникают у школьников, когда они узнают о том, что у напавших на нашу Родину фашистов на поясных пряжках были выбиты слова «Got mit uns» , что американские военные священники благословляют своих солдат на кровавые подвиги во Вьетнаме, а израильские раввины оправдывают захват арабских земель ссылками на Библию. Не оставляет равнодушным школьника, хотя и по другим мотивам, судьба героев из кинофильмов «Чудотворная» и «Тучи над Борском» и т. д.