Проверка тетрадок
Девочка тяжело переживала эти запреты, стала хуже учиться, всё чаще получала двойки. На уроке, когда учительница критиковала религиозные обряды, она сидела, закрыв лицо руками, и плакала. Тогда учительница решила подойти к ней с другой стороны: стала помогать ей избавиться от двоек, принимать участие в ее детских горестях и радостях. Это сразу сблизило их. Когда двойки исчезли из дневника девочки, учительница привлекла ее к проверке тетрадок: я, мол, тебе помогала, а теперь ты мне помоги.
Ученица очень привязалась к своей учительнице, стала провожать ее домой. Происшедшая перемена в поведении и учебе девочки не могла остаться незамеченной матерью. Видя заботу о своей дочери, она стала просить педагога прийти в семью. В результате бесед на дому мать перестала принуждать школьницу молиться и разрешила вступить в пионеры. Этот успех был достигнут благодаря теплому и внимательному отношению учителя.
И мыслящий ученик не мог не согласиться с новым доводом своего собеседника. В книгах, рекомендованных директором, он искал ответа на вопросы: почему существует зло? Почему в природе не всё устроено мудро? А всё ли правильно в Библии? — и т. д.
Кончилось тем, что мысль о «духовной карьере» была отброшена, и ученик решил стать геологом.
Три случая — три различных подхода. Они убеждают, что в индивидуальной работе с верующими школьниками нет стандартных методических рецептов. Жизнь оказывается многообразнее любой схемы. Однако некоторые общие принципы установить можно и полезно. На наш взгляд, они сводятся к следующему: Всестороннее изучение верующего; проявление максимума доброжелательности, душевной теплоты, заботы о его благополучии; применение индивидуальных воспитательных средств с учетом специфики причин, характера и степени религиозности человека.