Пропагандистский опыт
Однако пока существует церковь с ее многовековым пропагандистским опытом, будет существовать и опасность проникновения религиозного мировоззрения в среду детей и молодежи. Из этого положения вытекает Необходимость научной критики самой религии, Составляющей второй элемент содержания атеистического воспитания школьника. Прежде всего к формированию у школьников понимания причин возникновения и существования религии, а также условий ее отмирания. Общеизвестно ленинское требование: «…надо Уметь бороться с религией, а для этого надо Материалистически объяснить источник веры и религии у масс»^т-^
В Программе КПСС этот «источник веры и религии у масс» раскрыт предельно ясно. Религиозные верования возникли «на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений » Л7
На важность выяснения этих социальных и гносеологических корней религии мы обращаем наше внимание потому, что в практике школьного преподавания в настоящее время в этом вопросе существует значительный пробел. Об этом говорят данные социологических исследований. Правильно отвечает на вопрос о причинах возникновения религии менее половины десятиклассников. Большая часть их ошибочно видит основную причину происхождения религии в невежестве и обмане: «Религия возникла и существует из-за невежества людей»; «Люди придумали бога по своей серости»; «Чтобы люди были покорными, церковь придумала богов»; «Религию придумали изобретательные люди, использовавшие невежество остальных», — и т. д. и т. п. Легко заметить, что авторам этих высказываний не хватает именно научного, марксистского понимания корней религии.