Природа души
Какова «природа» души? рождается ли она вместе с телом? внедряется ли позже? погибает ли со смертью? нисходит ли в подземное царство? — в этом перечне вопросов, на которые отвечает римский мыслитель, нетрудно увидеть причудливые верования его современников.
Наибольшим распространением в это время пользовалось учение идеалистической философской школы стоицизма. Стоики учили, что душа имеет божественную природу, что она обладает бессмертием. Против этих взглядов Лукреций обрушивает всю силу своего сатирического таланта и искусства полемики.
Если «душа,— говорит он,— обладает бессмертной природой и поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь, то почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей, не сохраняем следов совершавшихся раньше событий?»1 Если душа однажды улетела из бренного тела, где ее терзали болезни и невзгоды, зачем она стремится вселиться в другое такое же? Если душа бессмертна и «вечно меняла бы тело на тело», то должен был бы меняться нрав у животных: гирканские псы бежали бы от рогатых оленей, сокол страшился бы голубки, «ум оставлял бы людей, разумели бы дикие звери» .
В таком же духе Лукреций опровергает и другие доводы сторонников божественной и бессмертной природы души. При этом он прибегает к сатирическим приемам, окрашивает все эти рассуждения убийственной иронией: души бессмертны, тем не менее они, очевидно, стремятся вырваться из дряхлеющих членов, опасаясь быть погребенными вместе с ними; души божественны, однако они, по-видимому, охотятся за каждым телом, стремясь приобрести себе какое ни на есть обиталище.