Практика первобытного человека
Жизнь, практика первобытного человека была источником и критерием тех оценок, которые давал человек явлениям окружающего мира. Закат солнца и наступающая за ним ночь, тяжелые тучи и сопровождающая их гроза, северный ветер и похолодание, увядание растительности и ее новый расцвет производили, конечно, глубокое впечатление на неискушенный ум древнейших людей. Повторяемость подобных явлений, повторяемость последствий, вызываемых ими, и явилась основой для тех выводов, которые мы до сих пор находим в фольклоре, в поговорках, в различных проявлениях житейской народной мудрости. Ласточки низко летают — к дождю, ласточки высоко летают — будет вёдро; красный закат — жди ветра, снежная зима — год будет урожайным. «Дикари и варвары,— писал один из известных этнологов 2-й половины XIX в. Э. Тейлор,— обладают обширным количеством эмпирических знаний и, действительно, без них борьба за жизнь была бы совершенно невозможной. Примитивному человеку известно многое насчет свойств вещества. Он знает, что огонь жжет и вода мочит, что тяжелый предмет тонет, а легкий плавает, какой камень может служить для топора и какое дерево для топорища, какие растения годны в пищу и какие — яд, каковы привычки животных, за которыми он охотится или которые могут сами напасть на него. У него есть лучшие понятия о том, как надо лечить, и еще лучшие понятия о том, как убивать. В известном грубом смысле он оказывается физиком в добывании огня, химиком в приготовлении пищи, хирургом в перевязках ран, географом в знании своих рек и гор, математиком в счете по пальцам. Все это — знания…»
Такого рода житейские, эмпирические знания начали складываться одновременно с формированием общественного человека и человеческого общества. По мере развития трудовой деятельности они расширялись и в известной мере углублялись.