Идеалистические философские школы
Среди современников Демокрита были широко распространены предстаэления о бессмертии и переселении души. Этих взглядов держались не только люди из простонародья, но и некоторые идеалистические философские школы. Демокрит в названной выше работе отвергал эти взгляды. Смерть, по Демокриту, есть распад организма на первоначальные атомы, она вытекает из естественных законов строения мира, следовательно, она не может быть преодолена никакими религиозными обрядами. Страх перед смертью, говорил он, породил как представления о загробной жизни, так и сложный погребальный ритуал. И то и другое бессмысленно и вызвано невежеством людей, незнанием подлинных естественных законов строения мира. «Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы, терзаемые сознанием дурно проводимой жизни, мучатся в течение своей жизни, в треволнениях и страхах, и измышляют лживые басни о том, что будет после смерти» К В другом месте он говорит, что «глупцы, ненавидя жизнь, тем не менее хотят жить из страха перед муками ада» .
Демокрит первым из древнегреческих мыслителей попытался объяснить причины возникновения религиозных представлений у людей. «Древние,— писал он,— наблюдая небесные явления, как — то: гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого— боги» К Таким образом, Демокрит впервые-в истории общественной мысли выдвигает естественнонаучное объяснение происхождения религии: беспомощность человека перед грозными стихийными силами природы — вот причина возникновения религии, говорит он. Для того времени это была великая мысль. Она могла сложиться только на основе тех положительных знаний, которые уже накопил древний мир и которыми в значительной мере овладел абдерский мудрец. И хотя Демокрит был не до конца последователен и в ряде случаев сам не вполне освободился от суеверий своего времени и даже стремился некоторые из них объяснить естественными законами, значение и величие учения Демокрита о религии не может быть приуменьшено. Его теория происхождения религии была подхвачена и развита последующими поколениями материалистов античного мира. Обогащенная достижениями прогрессивной общественной мысли нового времени, она вошла в арсенал воинствующего атеизма и наших дней.