Уничтожение страданий
С большой силой древнеиндийское свободомысли выступило против учения жрецов об уходе от земны дел, об отказе от земных удовольствий. Жрецы говс рили, что удовольствия неизбежно вызывают страданиз поэтому отказ от радостей жизни должен будто Б Привести к уничтожению страданий. На это школа ча{ ваков отвечала следующим образом: «Они считают, чт вы должны отказаться от наслаждений жизни потом только, что они связаны со страданиями», но како благоразумный человек откажется от неочищенного рис «только потому, что он покрыт шелухой?», «кто перестанет есть рыбу из-за того, что в ней кости?», «прекратит сеять хлеб из-за боязни потрав его скотом?» Ни один разумный человек не перестанет приготовлять себе пищу из опасения, что «нищий попросит у него некоторую долю» 1.
Школа чарваков отвергала религиозные учения о перерождениях и возрождениях человека. «Если тело становится пеплом, каким образом оно когда-либо сможет возродиться?»2 Земная жизнь, говорили они, единственная реальность, и бессмысленно пренебрегать ею и отказываться от разумных и естественных радостей жизни во имя шутов и мошенников, использующих религиозные обряды и суеверия для добывания себе пропитания. «Лучше настоящая раковина, чем поддельная золотая монета» ,— лучше подлинная земная жизнь с ее печалями и радостями, чем поддельная золотая монета религиозных учений о воздаянии.