Чудесное явление

Чудесное явлениеБольшое место уделено в поэме так называемым «чудесным явлениям», в которых суеверная толпа видела «знамения» и божественное предуказание. Чтобы просветить своих современников, Лукреций дает подробное естественнонаучное объяснение «природы» молнии, грома, «летучего огня». Чтобы человек «не дрожал безумно», силясь понять, откуда явился и как проник сквозь стены летучий огонь неба, чтобы он не думал, что «все это божьим веленьем творится» , чтобы он не рылся напрасно в старинных вещаниях, стремясь «указаний искать сокровенной божественной воли», необходимо знать «природу» этого естественного явления. И поэт подробно и добросовестно, с позиций современной ему науки, дает свои объяснения. Точно также он стремится объяснить и природу смерча, землетрясений, вулканов, болезней, камня, «который греки зовут магнитом…» И хотя его объяснения для нашего времени представляются в ряде случаев наивными и даже неверными, для века Лукреция их значение было огромно: религиозному, идеалистическому объяснению мира он смело противопоставил объяснения естественнонаучные, основанные на материалистическом понимании явлений и отрицании божественных сил.

В религиозных представлениях римлян, как и других народов, вопрос о душе, ее сущности и ее «превращениях» занимал существенное место. С представлениями о душе, вселяющейся в человека при рождении и покидающей его после смерти, связывалось множество суеверий и домыслов. Душа — местожительство страха, говорит автор поэмы «О природе вещей». И верный своему стремлению освободить «дух человека от тесных тенет суеверий», от страха и от гнета религии, Лукреций одну из шести глав своего произведения целиком посвящает этому вопросу.

Интересные записи
Интересные статьи