Сытая жизнь
Вот случилось наводнение. Это дух реки разгнесалея за что-то на живущих по берегу. Необходимо пойти с ним на мировую, дать ему пищу, принести умилостивительную жертву…
А вот облава, устроенная на животных, закончилась большим успехом: заготовлено много мяса и на некоторое время обеспечена сытая жизнь. Чья в этом заслуга? Стрелков? Загонщиков? Но те же самые охотники возвращаются часто без добычи. Значит, не в их умении дело. И фантазия первобытного человека поселяет на небесах духа-хозяина промысловых зверей, который в одном случае разгоняет животных при приближении охотника, в другом — ведет зверя прямо на охотничью стрелу. Разумеется, такое благосклонное поведение духа не может остаться без вознаграждения со стороны людей.
Так складывались представления, одухотворявшие стихийные силы природы, населявшие весь мир добрыми и злыми, могучими и малосильными, главными и второстепенными духами, которые активно вмешиваются в жизнь людей. Это, в свою очередь, породило целый ряд приемов, которыми эти сверхъестественные силы в фантазии людей ставились им на службу или обезвреживались. Возникает обрядовая магия, которая в конечном счете является источником и первоосновой всех позднейших религиозных систем, как самых примитивных, так и наиболее развитых и современных.