Основа мира
В основе мира, по учению Лао Цзы, лежат материальные частицы «ци» и пустота. Первооснова вселенной — «дао» существует от века и никем не была создана. Весь мир, все вещи в природе движутся, неподвижно только «дао». Таким образом, несмотря на известную непоследовательность, учение Лао Цзы глубоко материалистично и атеистично. Правда, в области социальных идей учение Лао Цзы весьма своеобразно. Сочувствуя угнетенным, он, однако, проповедовал в своей книге «Даодэцзин» погружение в неподвижное «дао», пассивность и смирение. Эти моменты в учении Лао Цзы были позднее развиты в религиозном учении «даосизма», призыв которого к покорности был созвучен отчаянию народа, задавленного правящей верхушкой.
В V—IV вв. до н. э. в Китае жил известный вольнодумец Ян Чжу. Его идейные противники приписывали ему пессимизм и «себялюбие», стремясь таким образом исказить подлинный облик этого древнего мыслителя. В действительности же Ян Чжу был наивным материа — листом и на этой основе пришел к взглядам, отрицающим существование богов. Мир, говорил он, управляется не богом, а естественными законами; он находится в непрерывном изменении, и нет ни одной вещи, которая бы существовала вечно. Ян Чжу отрицал бессмертие души. Душа неотделима от тела и исчезает вместе с его смертью. Он отрицал значение погребальных обрядов, говоря, что умершему все равно, как с ним обойдутся после его смерти — сожгут ли, бросят в воду или похоронят в роскошных одеяниях. Душа смертна, бессмертия нет, нет и богов, и единственной реальностью человеческой жизни является сама жизнь.