Рост ремесла
Рост ремесла, торговли, земледелия, связанное со всем этим более интенсивное общение с цивилизациями Востока значительно расширили общий кругозор и положительные знания греков этой поры. Достижения египтян и вавилонян в области математики, медицины, астрономии становятся постепенно достоянием наиболее образованных греков. С другой стороны, рост производительных сил самого эллинского мира открывает возможности для самостоятельного накопления новых знаний. На этой основе в наиболее развитых греческих городах — Милете, Эфесе и других начинает развиваться наука, которая в первую очередь занимается исследованием наиболее общих вопросов мирового правопорядка. Древние мудрецы задаются целью объяснить, как устроена природа, что такое мир, небо, светила, откуда появились люди и какова история земли. Разумеется, данные, находящиеся в их распоряжении, были еще настолько скромны, что не давали возможности правильно ответить на поставленные вопросы.
В небесных светилах древние ученые видели не божества, а гигантские огненные колеса, вращающиеся вокруг Земли; вопреки религиозным представлениям своего времени о сотворении людей богом, о золотом веке на заре человеческой истории, античные мыслители выдвинули очень наивное, но лишенное божественности объяснение о происхождении людей от рыб. Наконец, мир в представлении этих греческих натурфилософов выступал как материальное начало. Основой его они считали мельчайшие материальные частицы. И хотя их представления об этих частицах примитивны, это был важный шаг вперед на пути к отказу от сверхъестественного в объяснении природы.
Таким образом, первые стихийные материалисты — натурфилософы Фалес, Анаксимен и другие, хотя и не отрицали ни религии, ни религиозных обрядов, тем не менее своим материалистическим подходом к объяснению явлений природы открыли дорогу свободомыслию и религиозному скептицизму.