Преподавательница биологии
Преподавательница биологии школы № 6 г. Речи — цы Гомельской области Елена Игнатьевна Филонова многие уроки использует для показа несостоятельности и вреда религиозных верований. Так, сообщив о бактериях, она рассказывает о том, как в прошлом люди не знали подлинных причин инфекционных заболеваний и не умели бороться с ними. Отсюда и возникли ложные представления о том, что болезни посылает людям бог за их «грехи» или «нечистая сила» и т. п. Елена Игнатьевна рассказывает далее, как духовенство поддерживало подобные заблуждения, боролось против проведения прививок, и призывала верующих во время эпидемий идти в храмы и молиться богу, как скопление в церквах здоровых и уже зараженных людей способствовало распространению эпидемии; так по вине церкви погибали тысячи людей.
Такая методика атеистического вывода придает боевую, идейную направленность уроку, усиливает его воспитательную роль, вызывает у учащихся повышенный интерес к рассказу учителя и обеспечивает более глубокое усвоение ими программного материала.
После рассказа о том, как Сеченов и Мичурин, основываясь на данных науки, выступали против
Догматов религии, целесообразно предложить ученикам вспомнить факты борьбы церкви против науки в Западной Европе. Учащиеся расскажут о жертвах инквизиции. Можно пойти дальше и попросить вспомнить отношение ранних христиан к науке и просвещению. Ученики расскажут о сожжении фанатиками-христиа — нами Александрийской библиотеки и убийстве жен — щины-ученой Ипатии. Всё это подводит учащихся к очень важному выводу: религия всегда была врагом науки.
Такие сопоставления можно делать, рассказывая о социально-экономическом облике церковных организаций в разные эпохи, о борьбе церкви против народных движений и т. д.
Установление внутрнпредметных связей помогает учащимся увидеть за отдельными фактами определенные закономерности. Это придает атеистическим выводам научный характер и силу убедительности.