Божественная целесообразность
Где же в этом божественная целесообразность?.. Если мир создан божественной волей для человека, почему природа кормит и плодит враждебных человеку хищных зверей, почему «с переменой погоды» болезни губят людей, почему их настигает преждевременная смерть, почему они рождаются беспомощными? В ряде случаев опровержение божественной целесообразности получает у Лукреция некоторое социальное звучание. Вероятно, опираясь на примеры политической и социальной неустроенности своего времени, он сетует на то, что «не боящийся гнусных проступков» не получает «божественного возмездия», а «не знающий злодеяний» невинно страдает. Он отмечает, что золото и пурпур отравляют жизнь заботами и страхом, что «великие волны» войны мучат людей, что «люди иные порой ради имени гибнут и статуй». Он подчеркивает, что «денег алчба» и «почестей жажда слепая» толкает людей на преступления и, очевидно имея в виду определенные круги римского общества, говорит, что они «кровью сограждан себе состояния копят и жадно множат богатства свои, громоздя на убийство убийство…»
Здесь он центральную роль отводит страху. Разве не спирает дыхание ужас перед божеством, замечает поэт, когда~ небо оглашают раскаты грома и молния опаляет землю? Разве не страшится могучий предводитель флота, владычествующий над легионами и боевыми слонами, когда неистовый ветер мчит его по волнам? Разве не молит он тогда богов о затишье и не дает им разных обетов? Перед грозными стихийными силами природы, перед лицом крушения целых цивилизаций и мощных городов, перед лицом ниспровержения «властителей грозных» поколения «смертных» всецело «богам оставляют чудные силы и власть управления всею вселенной».