Школы капиталистических государств
В школах капиталистических государств весь процесс обучения и воспитания детей пропитан религией. И это нам понятно: буржуазия при помощи религии стремится воспитать послушных наемных рабов.
Советская школа, как уже оказано, призвана сознательно и целенаправленно вести антирелигиозное воспитание. Но в некоторых наших школах всё еще сохраняется безрелигиозное воспитание, сущность которого состоит в том, что школьникам не говорят о религии ни положительного, ни отрицательного; не прививают ее детям, но и не критикуют ее; сообщая основы знаний, не делают атеистических выводов; занимают, таким образом, по отношению к религии нейтральные позиции, замалчивают ее.
Раскроем наши школьные действующие учебники. Вот учебник по зоологии для 6-х и 7-х классов средней школы, вышедший в 1969 году. Даже в темах, где идет речь о борьбе с вредителями сельского хозяйства и болезнями рогатого скота, об изменении человеком животного мира, не содержится критики религиозных взглядов по этим вопросам. Ее можно обнаружить лишь во введении и в теме об эволюции животных.
Слабая атеистическая направленность школьных программ и учебников, естественно, находит свое прямое отражение в школьном учебном процессе. Вспоминая школьные годы, студент Ярославского пединститута П. Батурин писал в областную газету: «Я не так уж давно окончил школу. …Помню, что-факт введения на Руси христианства сводился лишь к заучиванию даты, а для чего это требовалось князю Владимиру, нам осталось неизвестным. Мы изучали Ломоносова, но не узнали о его борьбе против засилья церковников. Мы любили Пушкина и Лермонтова, но не знали об их атеистических настроениях. Мы восхищались Мичуриным, но не узнали о том, как он однажды выгнал из дома попа Христофора, который пришел к нему требовать прекращения опытов. … В результате уроки оказывались идейно обедненными, а мы, ученики, плохо вооруженными против церковников и сектантов».