Иероглифическое письмо
Общество, жившее здесь, уже знало рисунчатое иероглифическое письмо. Было найдено около 400 письменных знаков, которые, хотя они еще не прочитаны, самим фактом своего существования свидетельствуют о сравнительно высокой степени достигнутой древним народом культуры.
Среди разнообразных вещей, найденных археологами, наше внимание привлекает группа статуэток, ш чатей, амулетов, в которых довольно выразительно печатлелись некоторые представления древних индийце об окружающем их мире. Вот глиняная статуэтка женщины. На голове ее — странный веерообразный убо] По бокам этого веера вылеплены диковинные чашечк» лампадки, покрытые слоем копоти. Историки религи выяснили, что статуэтки изображают одну из очен популярных богинь древнейшей Индии — богиню-мат] великую родительницу, которая до сих пор почитаете во многих местах страны, как наиболее доступная дл бедняков богиня-покровительница. Древние индийщ желая, чтобы божество обратило внимание на их м< литвы, насыпали в чашечки головного убора благоуханый ладан или растительное масло и зажигали. «Я да! тебе, чтобы ты дал мне» — эта формула взаимоотноннний между человеком и богом, присущая всякой религи] в древнейшие времена выступала еще во всей своей наш ной откровенности.
Цом наблюдает эту сцену; внизу — вереница низших божеств. Трудно полностью разгадать представленный здесь сюжет. Но известно, что во многих местах Индии и сейчас еще пипал считается священным деревом. Он — жилище различных божеств. Ему поклоняются муж —
Священный буйвол перед алтарем. Обожествление и почитание животных — одна из черт древнеиндийских религиозных представлений. Пережитки этого сохранились в некоторых районах Индии и в настоящее время. Изображение на печати-амулете из раскопок в Мохенджо-Даро.