Учение Эпикура

Учение ЭпикураУчение Эпикура было направлено против народных верований и религиозной мистики. Небесные тела — Солнце, Луна — не божества, учил афинский мудрец. Их восход и закат также не божественного свойства. Они совершают свое движение по небосклону согласно естественным законам. Точно также молния, ураган, дождь не заключают в себе ничего божественного. Они не являются волеизъявлением высших сил и духов. Это определенные сочетания атомов. И хотя конкретные объяснения этих явлений Эпикуром иногда носят примитивный и даже ошибочный характер, главное их достоинство заключается в изгнании сверхъестественного при объяснении природы.

Видя свою задачу во врачевании людских душ, Эпикур выступает против религиозного объяснения таких явлений, как жизнь, смерть, загробное существование. Душа, говорит он, так же материальна, как тело; она также состоит из мельчайших неделимых частиц, поэтому она подчиняется тем же естественным законам, что и другие материальные тела. Когда человек умирает, распадаются, рассеиваются атомы, составлявшие его душу. Следовательно, душа не может обладать бессмертием. Поэтому неправы те, кто стремится «родившись, как можно скорее пройти врата Аида», кто жаждет смерти, «как отдохновения от зол жизни». Но неправы и те, кто, восприняв религиозные представления о подземном царстве, опасностях и страданиях, которые будто бы ждут человека после смерти, чрезвычайно страшатся этого. «Ведь все хорошее и дурное,— говорит Эпикур,— заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений» К Отвергая таким образом веру в существование загробного воздаяния и самого загробного мира Эпикур приводит против страха смерти довод, который с тех пор сделался крылатой фразой: «Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы уже не существуем» .

Интересные записи
Интересные статьи