Положения афинского философа
Одним из главных атеистических положений афинского философа был тезис: «Ничто не происходит из несуществующего». Этим утверждалось единоправное господство естественных закономерностей в природе и отрицалось какое бы то ни было сверхъестественное, божественное воздействие на происходящие в мире явления и события. Эпикур был материалистом. Подобно Демокриту он считал, что вся бесконечная вселенная и множество миров, и отдельные вещи в этих мирах, в том числе и Земля, и человек, и его разум,— все состоит из мельчайших первооснов — неделимых, нерасторжимых, находящихся в постоянном движении атомов. Рождение и смерть вещей и даже целых миров происходит в результате различных комбинаций этих мельчайших частиц; соединения их приводят к образованию вещей, распад — к гибели этих последних. Эти выводы античного материализма относительно строения вселенной афинский мудрец переносил в область житейскую, в область практической деятельности отдельного человека. Не следует человеку надеяться на помощь богов, на их справедливость. «Глупо,— говорил он,— просить у богов то, что человек способен сам себе доставить» .
Эпикур считал, что главной заботой подлинного мудреца должно быть просвещение людей и врачевание их душ от бессмысленных страхов, порождаемых религией. «Пусты слова того философа,— говорил он,— которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» . Поэтому он стремится объяснить различные стихийные силы природы, исходя из естественных причин, которые человек познает в практической деятельности, в опыте.