Древний Китпй
В истории свободомыслия и атеизма в древнем Китае наиболее значительное место принадлежит известному просветителю и материалисту Ван Чуну, жившему в I в. до н. э.
Его биографы рассказывают, что, происходя из бедной семьи, он не мог приобретать дорогостоящие книги и пополнял свое образование, полученное в высшей школе, тем, что постоянно бродил по книжным лавкам Лояна 1 и читал выставленные для продажи произведения. Обладая тонким природным умом и выдающимися способностями, он скоро сделался чрезвычайно образованным и начитанным человеком, поражавшим собеседников необычностью своих взглядов. Эти взгляды, «противоположные мнению других», нашли отражение в его сочинениях, среди которых наибольшее значение имеют его «Критические замечания».
Ван Чун стремился распространить среди своих современников просвещенные взгляды на мир, природу, религию и в страстной форме ополчался против предрассудков и суеверий, господствовавших в его время. «Яшма,— писал он о состоянии умов современников,— смешана с камнем… истина превращена в ложь, нереальное превращено в действительное. Разве можно молчать?» При этом Ван Чун не упускает из вида практического смысла своих сочинений. «Я написал,— поясняет он,— главы «О смерти» и «Ложные суждения о смерти» и объяснил, что мертвые не обладают знанием и не могут превращаться в духов, и надеюсь, что читающие, уяснив эту истину, ограничат излишества при похоронах и станут более бережливыми..-.»