Жизнь на земле
Эти представления, широко распространившиеся еще в последние века И тысячелетия до н. э., несомненно содержали в себе зерна свободомыслия: жизнь на земле в различных ее проявлениях не создана сверхъестественными божественными силами, а порождена в результате естественного сочетания пяти материальных первоэлементов.
На этой основе возник и другой вопрос, рано привлекший внимание мыслителей. В чем причина изменений, происходящих в мире, в чем причина общественных неурядиц? Рушатся государства, меняются правители — кто повинен в этом? Люди гибнут в междуусобных стычках, «большие крысы» пожирают просо простых тружеников,— где же божественное Небо? Почему оно не являет своей справедливости? Где духи предков? Почему они не вмешаются и не помогут? Социальные потрясения и политические неурядицы подрывали веру в помощь и справедливость обожествленного неба, и общественная мысль рождает слова осуждения: «Небо недоброе и несправедливое; оно приносит людям лишь зло» 1. Небу нельзя доверять, на него не надо надеяться, ибо судьба людей не зависит от «небесной воли».
Можно думать, что такого рода сомнения относительно роли неба в судьбах людей и событиях, происходящих в природе, породили учение, которое связано с именем полулегендарного мудреца Лао Цзы, жившего, по преданиям, на рубеже VI и V веков до н. э. Согласно этому учению, возникновение, развитие и гибель всего существующего в мире вызваны не чьей-либо сверхъестественной волей, а естественными законами природы. Травы, животные, люди естественным образом растут, развиваются, вступают друг с другом во взаимодействие. Животные едят травы, люди — животных не по определению неба, а в силу естественных законов развития.