Песни арфиста
«Будь радостен, чтобы заставить забыть свое сердце, что тебя похоронят. Следуй своему сердцу, пока ты живешь! Возлагай мирру на голову свою, одевайся в тонкие полотна, умащайся чудесными, истинными мазями богов! Умножай удовольствия, которые ты имеешь, и не давай поникнуть своему сердцу. Следуй желанию его и благу своему! Совершай дела твои на земле и не печалься до того, как придет к тебе день оплакивания» .
Идеи, религиозного вольнодумства, проповедуемые автором «Песни арфиста», не составляли, по-видимому, исключения. Среди дошедших до нас древнеегипетских литературных произведений живейшее внимание привлекает текст, известный под названием «Беседа разочарованного со своим духом». В этой очень колоритной «Беседе» человек, удрученный жизнью, претерпевший какие-то житейские бури, разочаровавшийся в друзьях, нагруженный, по выражению поэта, скорбью, хочет пойти к смерти прежде, чем она пришла сама. Он просит своего духа дать согласие на это. Он рисует заманчивые картины страны заката, «запада», где его ждут справедливый посмертный суд и счастливая загробная жизнь.
Но его «дух» — его душа, его разум полны сомнений. Можно ли жизнь считать местом заключения, а смерть родным домом? Не правильнее ли «изгнанием человека из его дома» назвать смерть? Разве можно считать истинными учения жрецов о погребальном ритуале, если у тех, кто строил себе пышные гранитные усыпальницы, жертвенники так же пусты и они так же забыты, как и бедняки, умершие на берегу без погребения и без родных? Тщетны надежды на посмертное блаженство и бессмертие; реальная ценность — лишь сама жизнь.