Морские глубины
Но что же в таком случае бессмертие? И Лукреций отвечает: бессмертны лишь сами атомы и бесконечная вселенная. Только они существуют вечно. Отдельные же миры, вещи и явления смертны. Они имеют начало и должны иметь конец. Небо и земля, горы и морские глубины, солнце и звезды — ничто не может избежать этой участи. Это естественный закон природы и никакого места для сверхъестественных, «божественных» причин здесь нет.
В этом процессе вечного чередования жизни и смерти человеку не дано никакого исключения. Он подвержен тем же законам. Его тело, его душа, его дух под влиянием таких же естественных причин подвергаются «расторжению связей». Следовательно, нет никакого Ахеронта,— загробного мира, куда бы отправлялся человек, или его душа, или его бледная тень после смерти.
«Volentem ducunt fata, nolentem trahunt — желающего судьба ведет, нежелающего тащит» — в этой римской поговорке конца республики — начала империи выражена одна из существенных черт идеологии этого общества — вера в могущество и неотвратимость «слепой судьбы» и всесилие «беспощадного рока». Эти идеи в учении философской школы стоиков выступали в форме представлений о провидении, божьем промысле, который якобы направляет ход событий в мире и предопределяет исход человеческих дел. Эти же представления нетрудно обнаружить и в народных суевериях и в официальном культе. Естественно, что великий римский просветитель уделил этому вопросу серьезное внимание.