Древнекитайский мыслитель
Чрезвычайно интересен своим свободомыслием и другой древнекитайский мыслитель — Сюнь-цзы, который жил в III в. до н. э. Сюнь-цзы решительным образом отвергал идею «веления неба». «Падение метеоров,— говорил он,— внушает людям страх. Спрашивают: что это такое? Отвечаю: ничего особенного. Это происходит от изменения небесных и земных стихий, от смены сил Инь и Янь. Такие явления бывают редко. Удивляться им можно, но бояться не следует». Время от времени происходят затмения Солнца и Луны, несвоевременно дуют ветры и льют дожди, появляются странные звезды. Невежественные люди склонны видеть в этом «веление неба», грозные или благостные предзнаменования. Однако это мнение не имеет под собой никаких оснований. Если правитель мудр и власти справедливы, говорит философ, и в результате этого народ благоденствует, то никакие плохие предзнаменования не окажут на это благоденствие никакого влияния. И наоборот, при неразумном правителе и деспотичных властях появление самых благоприятных знамений не улучшает положения.
Сюнь-цзы считал, что небо и земля подчинены определенным закономерностям и все изменения в природе происходят по этим естественным законам. Есть ли смысл молиться о дожде? Просить небо о прекращении засухи? Повлиять молитвой на ход затмений? Какая между ними может существовать связь? Небо не является всемогущим духом; оно такая же часть природы, как и другие. Поэтому «мудрый человек,— говорит Сюнь — цзы,— не рассматривает природу как воплощение не-| бесного духа»1.
«Движутся друг за другом звезды, свет Солнца сме-| няется светом Луны, сменяются времена года, происходят изменения сил Инь и Янь, повсюду действуют ветры и дожди. В этом процессе различных естественных изменений происходит становление всех вещей, которые рождаются через гармонию» . Однако люди, наблюдая! только результат и не видя самого действия, в силу не-! ведения и невежества стали думать, что какая-то божеп ственная сила приводит все это в движение. Разумеется! это заблуждение, которое только мешает людям.