Фабрика человеческого ума
Религия этого времени характеризуется как политеистическая. Число богов и духов, упоминающихся в гимнах и эпосе, чрезвычайно велико. По образному выражению современного индийского философа Радхакришнана, «процесс создания богов на фабрике человеческого ума нигде не виден так отчетливо как в Ригведе»1 — древнейшем индийском сборнике преданий и мифов. Для людей этого времени вся природа наполнена живыми силами, которые в ряде случаев наделяются человеческими чертами и человеческой этикой. Величественные явления природы обожествляются. Всеобъемлющее небо становится богом Варуной, солнце — богом Митрой, гроза и буря — Индрой. Огонь, будничный и великий, сокрытый в куске дерева и бушующий в лесном пожаре, становится могущественным богом Агни. «Лес и гхи его пища… дым — его знамя». Без него не обойтись ни богам, ни людям. Он посредующее звено, передающее людские жертвоприношения другим божествам. «О, Агни,— читаем мы в одном гимне,— прими это полено, которое я воздаю тебе, ярко вспыхни и пошли ввысь твой священный дым, коснись высочайших небес своей гривой и смешайся с лучами солнца». В Ведах говорится, что Агни «помещен во всяком существе», что он проникает всю природу, давая бессмертие всем остальным богам.
Объектами поклонения становятся в эту эпоху и ветер, и заря, и дождевые облака, и другие явления природы, от которых зависит благополучие людей. Но это благополучие постоянно нарушается злыми демонами. Вритра — демон засухи, Рикшасы — кровожадные великаны, Нага — ядовитые, змеевидные существа постоянно подстерегают людей. Спастись от них помогают умилостивительные жертвоприношения либо богам-охраните лям; либо враждебным демонам.