Формы внеклассной работы
Разнообразие форм внеклассной работы определяется сложностью самого содержания атеистического воспитания. Невозможно, например, внедрить в быт учащихся новые безрелигиозные традиции, если не проводить на практике новых школьных праздников, не внедрять новых обычаев и обрядов.
Когда золотоискатель из груды песка добывает крупицу благородного металла, он убежден, что это действительно чистое золото. Когда учащийся из первоисточника либо при помощи эксперимента сам получает ответ на интересующий его вопрос, он убежден, что действительно нашел истину. И запомнит он это на всю жизнь. Найденная им самим истина прочно войдет В арсенал его убеждений, станет элементом его мировоззрения.
Именно это имела в виду преподавательница истории школы № 25 Василеостровского района Ленинграда Э. А. Кацман, создавая из учащихся 6-х классов исторический кружок с атеистической направленностью.
От подобных кружков других школ его отличало то, что в нем большое внимание уделялось критике религии и церкви. Так, в докладах кружковцев о культуре эпохи Возрождения особо подчеркивалось, что лучшие произведения искусства этого периода, часто сохранявшие еще религиозную тематику, по существу были направлены против христианской идеи рабства, религиозной мистики и проповеди умерщвления плоти, что в центре внимания художников находился уже не бог, а человек и что «Сикстинская мадонна», например, собственно уже не икона, а восторженный гимн материнству, физической и духовной красоте человека.
Эти атеистические выводы прямо вытекали из изучаемого материала и не создавали впечатления нарочитости и искусственности. Подтверждение услышанному на занятиях кружка ученики видели на экскурсиях в Эрмитаже.
Среди докладов были и специально антирелигиозные: «Экономическое положение средневековой церкви»; «Католическая церковь в борьбе с крестьянскими восстаниями»; «Как церковь боролась против науки» и другие.