Существование духов
Исходя из этих положений, Сюнь-цзы отрицал существование духов, судьбы, провидения. Все в этом мире, говорил он, и хорошее и плохое, счастье и несчастье зависит от самого человека, от его действий и поведения. Не небо приносит достаток и благополучие, з деятельность людей, не небо приносит несчастье, а поведение человека.
«Если у людей земледелие и шелководство процветают и они экономны, то небо не может сделать их бедными. Если они своевременно берегут свое здоровье, то небо не может сделать их больными. Если они следуют «дао» и не допускают ошибок, то небо не может сделать их несчастными».
Это была чрезвычайно ценная и передовая для своего времени мысль. Она звала к активной деятельности Hd земле. Человек сам виновник своего счастья и несчастья. И нет никаких оснований полагаться на божественные силы. Тот, кто возлагает свои надежды на религий озные фантазии, может делать это только по невежеству. «Многие люди,— говорил Сюнь-цзы,— считают, что существуют духи. Это происходит оттого, что у них собственная душа находится в смутном и неопределенном состоянии» . В действительности же нет никакого «веления неба», нет сверхъестественной, предопределенной свыше судьбы, нет духов, оказывающих влияние на жизнь людей. В центре жизни оказывается сам земной человек, его практическая деятельность, его усилия, направленные на познание природы и использование ее для своего блага. Только этим определяются судьбы отдельных людей и судьбы целых государств.