Верования древних славян
На уроке истории в 7-х классах, когда речь шла о верованиях древних славян, учитель показал происхождение обряда «поминовения умерших» и культа березки, соблюдаемых верующими в дни христианской троицы.
Многие школы накопили интересный опыт изучения того, как учащиеся сами относятся к религии.
Учительница начальных классов 101-й ленинградской школы Н. А. Сергеева в тесной связи с изучаемым материалом ставит вопросы на уроках: отчего бывают гром, дождь, болезни и т. д. Во время чтения сказок она обращается к ребятам с вопросами: «А существуют ли в самом деле добрые феи, ведьмы, лешие, черти?», «Все ли приметы верны?» Из ответов детей легко бывает установить, у кого из них сознание засорено суевериями и предрассудками.
В школах Прибалтики, западных областях Белоруссии и Украины чаще, чем в других местах, дети из верующих семей в дни религиозных праздников пропускают уроки, в «постные дни» отказываются от мясных блюд в школьной столовой и т. п. В таких случаях достаточно быть просто наблюдательным. Еще больше дает, разумеется, посещение семьи, в которой воспитывается ученик.
С большой осторожностью следует относиться к анкетному обследованию. Прямые, лобовые вопросы анкеты могут насторожить, отпугнуть, толкнуть на неправильные ответы. Вот, скажем, сын приходит из школы и спрашивает: «Мама, учительница сказала, чтобы я узнал, ходишь ли ты в церковь, сколько у нас икон и крещеный я или нет». Такое грубое вторжение в интимный мир человека, да еще с использованием для этого ребенка, принесет только вред.
А вот пример, когда анкетное обследование религиозности былю проведено умело, с соблюдением необходимого такта.