Истоки религиозного миропонимания
Таковы некоторые истоки религиозного миропонимания. Первоначально силы природы, а затем и общественные отношения, которые к этому времени приняли характер господства и подчинения, приобретают в глазах первобытных людей черты сверхъестественных сил и становятся объектом#суеверного почитания. «…Всякая религия,— писал Энгельс,— является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы…
В природе не существует безусловных граней, отделяющих одно явление от другого, и мы не могли бы указать конкретный рубеж в древнейшей истории, по одну сторону которого располагалась бы ступень эмпирического познания мира человеком, а по другую — ступень познания мира в той форме, которую мы называем наукой, системой научных знаний. Переход qt одного этапа к другому представляет собой длительный и далеко не прямолинейный процесс. Он определяется всем ходом исторического развития человечества, развитием его производительных сил и общественной практики, на основе которых сложилась потребность в овладении более сложными, более общими связями явлений окружающего мира. По-видимому, условия возникновения системы научных знаний появляются на той стадии, когда родовой строй,— эта начальная общественно-экономическая ступень в истории человечества,— изжил себя, и на его развалинах стали складываться первые классы и первые рабовладельческие государства.