Религиозное воспитание
Еще чаще факты принудительного религиозного воспитания детей встречаются в сектантских семьях. Вот случай, описанный в газете «Комсомолец» . Десятилетнюю школьницу Иру принимали в пионеры; радостная, с алым галстуком на груди, возвращалась Ира домой. Открыв дверь, она увидела, что мать, вместе с «братьями» и «сестрами» во Христе стояла на коленях и молилась. При появлении Иры сначала всё стихло. Затем мать встала, сорвала с дочки галстук, стала рвать его и топтать ногами. Девочка собирала лоскутки, плакала, просила пощады… «Никакая ты не пионерка, это сатанинское искушение, — заявила рассвирепевшая фанатичка. — Ты — христова овечка, молись!» И девочка стала повторять за матерью: «Я христова овечка, мое чистое сердечко, а господь — пастырь мой…»
Бывший священник Ризоположенской церкви в Москве, кандидат богословия А. Б. Чертков так рассказывает о влиянии примера родных на формирование его религиозных представлений в детстве: «Я видел, как родные ходят в церковь и молятся дома, и спрашивал, кто такой бог? Мне отвечали… Так постепенно, незаметно я усваивал веру в бога. Она впитывалась вместе с молоком матери. Я уже представить себе не мог, что мир устроен не так, как учили меня мама, папа, дедушка и бабушка — люди, близкие мне и любимые, авторитетные, которым я привык верить, и в жизни видел, что они не обманывают меня. Так мог ли я не верить тому, что они мне говорили о боге».
Итак, основным источником, откуда религия проникает в детскую среду, являются те семьи, в которых есть верующие.
Бывают, однако, и такие случаи, когда в семье все неверующие, а ребенок или подросток становится религиозным. Происходит так потому, что он встречается с верующими вне семьиУВ одной из школ Красноярска студентка педагогического института Каплу — нова проводила беседу о религии с учениками третьего класса. «Как, ребята, есть ли, по-вашему, бог?» Класс дружно и весело зашумел: «Нет, нет!» Но из-за парты встала Оля, повернулась к остальным и рассудительно заявила: «Тише, тише! Давайте слушать. Может, его и в самом деле нет». Из беседы с ней выяснилось, что отец ее — преподаватель, а мать — инженер. Оба, разумеется, неверующие, ‘и в семье никогда о религии не говорят. Как оказалось, в соседнем подъезде живет очень приветливая и внимательная к детям бабушка. Как-то она угостила малышей куличом, подарила им крашеные яй^ца и про. бога рассказала. Мальчишки кулич съели, а про бога сказали, что «враки это». Бабушка Оле не раз потом про бога, про рай, ад и ангелов рассказывала. Девочка однажды попыталась у папы спросить про бога, но он сказал, чтобы с глупостями к нему не приставала. Вот она и хотела в школе узнать: права ли та бабушка, что бог есть?