Борьба религии против атеизма

Борьба религии против атеизма«Пока есть жизнь, пусть человек живет счастливо…» — этот призыв чарваков, направленный против буддийского учения об отказе от земных дел и земных удовольствий, был использован противниками древнеиндийских материалистов для всяческого их очернения. Чарваков обвиняли в том, что они будто бы проповедуют безудержную погоню за грубыми наслаждениями, пренебрежение общепринятыми нормами поведения. Это довольно распространенный прием в истории борьбы религии против атеизма. Однако объективные историки древнеиндийской общественной мысли отвергают такие представления.

Один из очень древних мифов Двуречья, запись которого относится еще к III тысячелетию до н. э., живописует бедственное положение богов на заре истории мира. Дело в том, что на земле нет людей, и боги в затруднении: некому работать, некому прислуживать, некому производить для них хлеб и другую пищу. Тщетно обращаются они к своему старшему — собрату, премудрому Энки. «Премудрый» погружен в глубокий сон. И неизвестно, как бы сложились судьбы мира, если бы в дело не вмешалась владычица вечного океана, мать богов Намму. «О мой сын,— будит она заспавшегося бога,— сотвори работников для богов, которые производили бы для них…» 1

Эта замечательная своей детской непосредственностью сказка, как и некоторые другие аналогичные мифы, содержит в себе и рациональную основу. В ней нетрудно подметить своеобразные черты складывающейся рабовладельческой системы Двуречья, в которой эксплуатация труда общинников храмами и безраздельная власть над ними правителей получают небесную санкцию: люди Месопотамии — «работники для богов», а следовательно и для их земных представителей — жрецов, патэси, лугаля.

Интересные записи
Интересные статьи