Поколения жителей
Так беспрестанная борьба тысяч поколений жителей Индостана со стихийными силами — ядовитыми змеями засухой, наводнениями, тропическими ливнями, урага нами — отложилась в религиозной фантазии в форм< олицетворения сил природы.
По мере усиления патриархальной власти главь семьи, по мере перехода общества к классам и государ ству и укрепления роли правителя-царя, земные отноше ния людей переносятся на небо. В процессе создани: государств боги покоренных племен теряют свое значе ние и выпадают из пантеона. С другой стороны, возни кает представление о верховном боге, в лице которой совмещаются функции всех богов. Как на земле, так ] на небе идет борьба за власть. Меняются династии, воз вышаются выскочки. Бывший бог грозы Индра сейчас в век битв, превращается во владыку богов. «Для бла госостояния миров,— говорится в древнеиндийском свод законов,— он создал из своих уст рук, бедер и ног — брахмана, кшатрия, вайшья шудру». Таким образом, возникшему в процессе разло жения родового строя делению общества на строг очерченные сословия касты придается божест венное происхождение. Брахман — жрец и шудра — человек низшего сословия стоят на разных ступеня социальной лестницы, и неравенство их на земле объяс няется неодинаковостью происхождения: уста «мироправителя», разумеется, не могут быть приравнены к ег божественным бедрам, а тем более к его ногам… Подобное обожествление кастового строя древней Индии ха рактерно для сложившейся в начале I тысячелети до н. э. религии брахманизма.