Положительные знания
Время чарваков во многом противоречиво. Значительные достижения в области положительных знаний сочетаются с социальными неурядицами. И то и другое породило дух скептицизма, который обрушился на учение жрецов. Пытливая мысль ставила вопросы, перед которыми пасовала религиозная догматика. Что такое жизнь и что — смерть? И если люди, возвышенные судьбой,— люди «с неудовлетворенными желаниями» — богачи, цари не могут избегнуть общей участи — смерти, то зачем их сокровища и к чему их ненасытная жажда завоеваний? А если есть неумирающая душа, то кто видел ее и где она в человеке?
Чарваки на подобные вопросы давали прогрессивные для своего времени объяснения. «Человек,— говорили они,’—состоит из четырех элементов. Когда человек у ми рает, элементы земли возвращаются и снова попадаю в землю, элементы воды возвращаются в воду, эле менты огня возвращаются в огонь, а элементы воз духа — в воздух; чувства растворяются в простран стве. Мудрец и глупец, когда тело разрушается, оди наково лишаются всего, погибают, не существую больше».
Чарваки не умели еще объяснить природу психиче ской деятельности человека, т. е. природу его «душил но они тем не менее считали, что душа «естественное) а не божественное явление. Она возникает при соедине нии первичных элементов, образующих организм, и он погибает, как только гибнет организм и первичные элс менты распадаются. Отсюда проистекали важные вь воды: раз душа гибнет вместе с гибелью организма, т учение жрецов о воздаянии в будущей жизни за пове дение в этой — обман. Нет никакой будущей жизш Точно также нет никакого другого мира, кром этого.