Религиозные суеверия
Другим источником религиозных суеверий, в конечном счете также обусловленным страхом смерти, является невежество. Страх смерти, отмечает Лукреций, порождает идею бессмертия. И то и другое идет от непонимания «природы» самого человека, «природы» жизни и смерти, от незнания того, что смерть «с корнем» извлекает человека из жизни, что с нею кончаются ощущения, что она затрагивает в равной мере тело и душу, ибо они не могут иметь раздельного существования. Это незнание в свою очередь порождает веру в загробный мир со всеми его устрашающими атрибутами.
Лукреций пишет, что, пытаясь разгадать природу сновидений, пытаясь объяснить, почему, когда тело распростерто в безмятежном покое, человек тем не менее в сновидениях видит солнце, участвует в битвах, беседует с умершими родственниками, люди и приходили к неправильным выводам о бессмертии и самостоятельном существовании души. Точно также, стремясь уяснить себе природу эха, невежественные люди часто впадают в ошибки и измышляют всяких страшилищ. «Издали,— иронически замечает Лукреций,— слышит народ деревенский, как Пан головою полузвериной качая венок из веток сосновых, часто поджатой губой скользит по стволам тростниковым, чтоб на цевнице его заливалася Муза лесная» . Так, подчеркивает Лукреций, в процессе познания «…от примет небольших мы приходим к огромным выводам, сами себя в западню вовлекая обмана» .
Библейские выкладки относительно продолжительности и времени жизни отдельных ее персонажей побудили богословов сделать соответствующие хронологические расчеты.