Система атеистического воспитания
Вопрос о системе атеистического воспитания применительно к школе мало разработан и слабо освещен в литературе. Тем более необходимо попытаться определить общую структуру этой системы. Опыт подсказывает, что она складывается нз следующих взаимосвязанных элементов: принципа всеобщности и регулярности; метода убеждения; использования учебного процесса как основной формы атеистического воспитания; разнообразия внеучебных массовых форм работы; индивидуальной работы с детьми и родителями; координации деятельности школы, семьи и общественности; повышения атеистической подготовки учителя.
Рассмотрим эти элементы системы в названной последовательности. Сказанное нельзя понимать в том смысле, будто на каждом уроке или внеклассной беседе нужно говорить о религии. Имеется в виду другое: планируя урок или внеклассную работу, необходимо подумать о возможностях использования излагаемого материала и в Атеистическом аспекте, чтобы не пройти мимо заложенного в нем атеистического потенциала. И если для прямой критики религии у нас далеко не всегда будет основание, то для формирования позитивного элемента такое основание имеется всегда. А без этого элемента нет идейной направленности урока или внеклассного мероприятия.
Нужно считать нашей неудачей случаи, когда школьник лишь заучивает атеистические истины, не понимая их смысла и, следовательно, внутренне не разделяя их. Ведь это означает, что веру в бога мы заменяем Верой в то, что его нет. Такое неверие при известных условиях может перейти в религиозную веру, так как в обоих случаях налицо догматический склад мышления, склонность принимать на веру готовые истины. Вспомним описанный ранее случай с верующим, десятиклассником Олегом Родионовым из 496-й московской школы.
Совсем другое дело, если учащийся услышит Аргументированную критику религии, если ему Дока— Заны ошибочность религиозных взглядов и правильность атеистических выводов. Именно в этом случае его атеистические знания становятся Убеждениями.