Сочинения десятиклассницы
Приведем третий тип сочинения десятиклассницы: «Я очень часто спорю с бабушкой, доказывая ей несостоятельность религии. Иногда мне трудно, но я не опускаю рук. А она твердит одно: «Что-то есть, чего наука не может доказать, и, кроме того, без веры жить нельзя, и вера никому не мешает». Но я рада, что бабушка перестала уже молиться, хотя спорить не перестала». Перед нами, несомненно, образец активного, наступательного атеизма.
Без установленного диагноза не может быть правильного лечения. Вместе с тем часто бывает так, что о религиозности ученика узнают очень поздно, когда тот уже заканчивает школу. Идут в семью и там обнаруживают фанатично настроенных верующих. В спешном порядке принимаются «перевоспитывать».
"’к ведь гораздо легче было бы воспитывать школьника в нужном направлении с первого класса, проводя одновременно необходимую воспитательную работу и в семье. Но для этого следовало заранее изучить, какие религиозные организации действуют в районе школы и какое влияние они оказывают на местное население и на самих школьников; какие религиозные пережитки сохраняются в семьях учащихся и в какой мере они затрагивают детей; какого уровня развития достигло атеистическое мировоззрение у каждого из школьников и т. д.
Средствами такого изучения могут быть: наблюдения на уроке и во время проведения внеклассной работы; посещение семей и родительские собрания; контакты с родительским комитетом и местными общественными организациями; сочинения школьников на специально заданную тему и заполнение ими анкет и т. п. Однако при выборе любой из этих форм изучения важно соблюдать научный подход и максимальный тайт, чтобы получить возможно более правщьные сведения.