Политические условия
Церковь всегда приспосабливалась к социально — политическим условиям своего времени. Она и сейчас модернизирует религиозное учение, чтобы выжить, продлить свое существование. Служители культа не могут не считаться с грандиозными успехами коммунистического строительства, в котором участвуют и рядовые верующие; с великими научными открытиями, плодами которых пользуются миллионы тех же верующих; с массовым отходом от религии некогда темной и забитой «паствы».
В этих условиях стала невозможной защита религии старыми способами. Волей-неволей церковникам приходится подчищать, внешне обновлять религию, сохраняя всё же в неприкосновенности ее сущность.
Эта модернизация идет по линии социально-политической, научно-мировоззренческой и обрядово-догматической.
Современный православный священник нередко представляет Христа в своей проповеди основоположником коммунистического учения. Он уже не назовет теперь труд «проклятием божьим», а скажет, что сам Христос был великим тружеником — плотничал и читал проповеди, соединяя уже в те времена физический труд с умственным. Лодыри и тунеядцы уже не могут рассчитывать на «царство небесное» и т. д. Труд, по мнению церкви, это исполнение долга, возложенного на человека самим господом; при этом, однако, высшей формой труда оказывается молитва. Как далеко это от коммунистического отношения к труду!
Мусульманские муллы говорят в своих проповедях: «Коммунистическое общество — это тот самый рай, о котором говорится в Коране. Поэтому молитесь, правоверные, аллаху о ниспослании помощи в этом святом деле».
Понятно, что такая подчищенная религия, называющая Христа первым социалистом и приветствующая подвиг Гагарина, опаснее средневекового христианства, потому что она хитрее опутывает верующего, более ловко протаскивает бога в современность и потому может дольше просуществовать. Некоторые священники так и говорят: религия, мол, сохранится и при коммунизме, но церковь тогда будет работать на общественных началах.
О том, в какой утонченной форме проникают религиозные идеи в среду учащейся молодежи, очень красноречиво свидетельствует такой факт.
На атеистическом вечере вопросов и ответов в 334-й школе Ленинграда ученик 9-го класса задал вопрос: «Правда ли, что Христос был великим защитником интересов народа и что его учение было использовано при выработке норм коммунистической морали?» Преподаватели истории, обществоведения и литературы этой школы сделали правильный вывод из названного факта, наметив общими силами пути, средства и методы разоблачения такой модернизированной религии.