Римская государственная религия
В век Лукреция в римской государственной религии и философском учении стоиков видное место занимали представления о божественной целесообразности, божественной гармонии, господствующей будто бы в мире и в обществе. Все, чем пользуются люди, утверждали стоики, заготовлено ради людей. Вселенная, солнце, луна, виноградная лоза, звери и животные — все гармонично создано для них. К чему другому овцы, как не к тому, чтобы их шерстью одевались люди. Шея быка создана для ярма, а широкие плечи для влечения плуга, свинья удобна для питания людей, поэтому божественный промысел сделал ее наиболее плодовитой. Пассаты дуют для умерения жары, ночь сменяется днем для упорядочения работы и отдыха. Подобно тому, как архитектор планирует сточные каналы подальше от зрения и обоняния жильцов, божественная природа убрала подальше от этих органов и стоки организма…
Лукреций решительно отвергает все это. Те, кто не знает свойств материи, говорит он, «думают нам вопреки, что без воли богов неспособна» природа творить то, что привлекает к себе людей и необходимо для их жизни. Но это противоречит здравому смыслу. Ибо, если бы даже природа первоначал не была разгадана, можно было бы по небесным и другим явлениям считать достоверным, «что не для нас и отнюдь не божественной волею создан весь существующий мир: столь много в нем всяких пороков». Обосновывая это положение, Лукреций приводит множество примеров неустроенности мира и отсутствия в нем «божественной», разумной целесообразности. Разве можно говорить, что «поднебесная громада» — Земля создана для людей, если значительная часть ее занята непригодными для человека лесными чащами, полными всяких опасностей, горами, болотами, морями, «широко разделившими» страны, если две другие части отнимают у «смертного рода» знойные и ледяные пустыни. Разве целесообразно, что то, что остается под пашню, природа стремится покрыть бурьяном и человек, защищая свою жизнь, вынужден «тяжко взды — хать» над крепкой мотыгой и бороздить поля «нагнетаемым плугом». Никаким божьим промыслом без трудовых усилий людей полезные растения не пробьются к солнцу. Но часто бывает, что плоды тяжкого труда губят зной или дожди, или холодные ветры.