Механика общественного строя
Н. К. Крупская не раз подчеркивала, что «Объяснять хитрую механику общественного строя, ход его развития так же важно, как и объяснять, отчего гроза». Она — советовала «обращать особое. внимание на постановку учебы, прививающей диалектически-мате — риалистическое мировоззрение» .
В связи с этим представляют интерес заявления самих учащихся. В сочинении одной ленинградской десятиклассницы мы читаем: «С первого класса я считала, что бога нет, хотя и бездоказательно. Годы шли, стали изучать ботанику, зоологию, химию, физику, астрономию; постепенно я узнала, что можно доказать, что не бог создал всё на Земле».
Трудовое воспитание. Под трудом следует понимать не только работу в мастерской. На любом уроке вместо преподнесения готовых истин можно создать атмосферу поисков этих истин. Еще Кант рекомендовал учить не философии, а философствованию. Научившись искать и находить, критиковать и доказывать, школьник вырастет невосприимчивым к религии с ее окостенелыми догмами и слепой верой.
Учительница 4-го класса Софья Михайловна Кле — щевникова ведет урок так, что половину времени говорят ученики. Она то и дело ставит вопросы: почему? Как вы думаете? Чем можно доказать? Откуда мы знаем? При изучении темы «Полезные ископаемые» школьники у нее вспоминают, как сами обжигали глиняные фигурки, проводили опыты по разрушению гранита, как осматривали известковые породы на речном берегу. Такая система преподавания будит мысль, прививает творческое отношение к окружающему миру, развивает стремление к познанию. Пока прямой критики религии в этом нет, но уже вырабатывается иммунитет против нее.