Атеистическая мысль
В некоторых более поздних источниках сохранилис отзвуки борьбы атеистической мысли Индии проти учения о самостоятельном существовании души. «Ка нет картины без полотна, тени без столба… так и душ не может существовать, не пребывая в вещественны оболочках» .
Разумеется, такие взгляды и такая антижреческая пропаганда не могли не вызвать ярости брахманов. Они обрушивают на вольнодумцев все силы индийского неба. «Разгневанный бог,— говорится в одном из гимнов, в чьем существовании они сомневаются, спрашивая «где он?» и даже отрицают его, говоря «его не существует»,— этот бог уничтожит врагов своих подобно игрушкам»
К сожалению, учения древних индийских мудрецов, выступавших против религии, дошли до нас лишь в немногочисленных отрывках. Взгляды атеистов подвергались неоднократным изменениям и искажениям со стороны враждебно настроенных к ним авторов. Поборники религии — жрецы и власть имущие, стремясь ослабить влияние атеистических учений, прибегали к уничтожению произведений прогрессивных мыслителей. Вот почему и наши сведения о древних индийских материалистах и атеистах почерпнуты главным образом из критических замечаний, содержащихся в сочинениях их противников.
Тем не менее удается установить, что в древней Индии имелись целые школы приверженцев материалистического и атеистического миропонимания. По преданию, основателем этого направления был мудрец Чарвака, по имени которого его последователей и учеников стали называть чарваками.