Античный материализм
При решении вопроса о фатуме — роковом начале, будто бы господствующем над миром, Лукреций опирался на учение Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов. Это учение, явившееся одним из важнейших достижений античного материализма, было новым шагом в развитии атеистической мысли. «Собственным весом тела изначальные в некое время,— излагает Лукреций учение Эпикура,— в месте неведомом нам начинают слегка отклоняться» от отвесного направления. Это отклонение носит произвольный, случайный характер. А раз это так, раз в основе строения мира и движения атомов есть элемент «случайности», значит никакого «беспощадного рока», никакого божественного предопределения, никакой судьбы нет. Создается возможность научно обосновать существование свободы воли, которая в действительности есть и не может не быть, но которая всячески заглушается религиозными представлениями о божественном предопределении. Это была чрезвычайно плодотворная и прогрессивная идея. Последовательно применяя ее, Лукреций сумел нарисовать замечательную по своей научной прозорливости картину происхождения и развития человеческого общества, во многом предвосхитив научные открытия нового времени. В этом эскизе истории человечества римский мыслитель не оставляет места для фатализма. Он смело расходится с традиционными богословскими взглядами на начальный этап человеческой истории, как на золотой век, когда «беспорочное» человечество будто бы блаженно существовало, не зная труда и борьбы. Эта, по выражению одного исследователя, «теологическая идиллия первобытного блаженства заменена у него натуралистической драмой всеобщей борьбы»В тяжелом труде, утверждает поэт, в постоянной борьбе за существование протекала жизнь первобытных людей. Подобно животным бродили они в поисках пищи, не имея ни одежды, ни огня, ни орудий. «Капища нимф» — пещеры и гроты служили им жилищем, палки и камни — средством защиты и нападения. Лишь постепенно люди овладели искусством изготовления орудиц, добывания огня, обработки полей… В отличие от теологических воззрений, по которым прародителями культурных достижений человечества считались боги и герои, Лукреций замечает, что «все это людям нужда указала, и разум пытливый этому их научил в движеньи вперед постепенном» .