Идейные враги Эпикура

Идейные враги ЭпикураИдейные враги Эпикура, начиная с идеалиста Платона и кончая отцами церкви, стремясь опорочить учение Эпикура, исказили смысл его призыва к удовольствиям.

Они изобразили Эпикура и его приверженцев людьми распутными, погрязшими в беспробудном пьянстве и разврате. Но эти богословские инсинуации полностью опровергаются учением самого Эпикура: «Когда мы говорим,— пишет он,— что удовольствия есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог»1.

В этом освобождении от душевных тревог изгнание религиозных вымыслов и суеверий должно занять видное место. И Эпикур посвящает этому немало прекрасных строк. «Сны не имеют божественной природы и вещей силы» ,— говорится в одном из изречений Эпикура. «Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно моля много зла друг другу» ,— говорит он в другом. Он отвергает власть судьбы над человеком. Он говорит, что нужда и опыт, а не боги научили людей различным ремеслам и послужили источником разных открытий. И хотя в учении Эпикура встречаются отдельные места, где как будто признается существование каких-то блаженных, не имеющих никакого отношения к людям богов, в целом его учение остается ярким памятником атеистической мысли античной Греции.

В первой половине I столетия до н. э. в Риме—столице огромной рабовладельческой державы жил выдающийся мыслитель и поэт Лукреций, сочинение которого по праву считают вершиной античной атеистической мысли. Его поэма «О природе вещей» и сейчас широко известна во всем мире и представляет собой огромную сокровищницу антирелигиозных идей, выработанных всей историей античной общественной мысли.

Интересные записи
Интересные статьи