Классный руководитель
Накопленные таким образом данные создают научную основу для выработки конкретных мер борьбы сконкретным злом. И учителя, и классный руководитель, и комсомольская организация, и руководство школы смогут соответственно планировать содержание и формы атеистического воспитания в отдельных классах и с отдельными учащимися. Атеистическое воспитание будет носить, так сказать, прицельный характер.
В одной из школ Краснодара после урока по общей биологии ученица Раиса Л. подошла к учителю и сказала: «Наука говорит, что человек произошел от обезьяны, а в Библии сказано, что человека создал бог. Я верю Библии, но за отметку отвечала вам на уроке по учебнику». А в 17-й школе Ленинграда одна ученица 7-го класса на вопрос, почему она не вступает в комсомол, ответила: «Оставьте меня в покое — я верующая. Не тратьте время: меня никто не переубедит».
Общим здесь является то, что школа, учителя, в первом случае за 9 лет, во втором за 7, не сумели узнать о религиозности учащихся. А ведь этого могло не быть, если бы учителя изучали духовный мир своих воспитанников, обстановку, в которой они воспитываются вне школы. Нельзя же лечить больного, еслй неизвестны причины и характер болезни.
Заслуживает внимания опыт учителей 402-й школы Ленинграда, длительное ‘время изучавших религиозное влияние, которому подвергались в семьях’нёко — торые их ученики. В результате были получены такие данные. Из 170 учащихся 5-х классов у 18 есть глубоко верующие члены семьи; у 20 в квартирах висят иконы; у 91 в семьях отмечаются религиозные праздники ; 8 мальчиков и девочек изредка сами посещают церковь. Из 120 учеников 8-х классов окрещено было в свое время 69; у 22 есть верующие члены семьи; у 15 дома висят иконы; у 30 отмечаются религиозные праздники; 28 вместе со взрослыми побывали в церкви.
Материалы такого изучения чрезвычайно ценны для учителя, классного руководителя, пионервожатого. Так, преподаватель истории в 5-х классах названной школы начал подробнее останавливаться на разборе древних мифов о рождении богов солнца и о воскресении богов растительности. Этим он показал некоторые истоки христианских праздников рождества и пасхи.