Теоретические конференции
В старших классах практикуются теоретические конференции на темы: «Роль религии в истории человечества»; «Как религия приспосабливается к современности»; «Комсомолец — воинствующий атеист» и др. Так, комсомольцы 487-й школы Ленинграда провели конференцию на тему «Моральный кодекс строителя коммунизма и религиозные поучения о нравственности». Были обсуждены доклады: «Что такое мораль»; «Коммунизм и религия о смысле жизни»; «Коммунистическое и религиозное отношение к труду» и др.
В Ленинградских школах в течение ряда лет практикуется проведение атеистического часа вопросов и ответов. Автору этих строк довелось выступать в 80 школах. И не было случая, чтобы учащиеся подали менее 20 вопросов, а в 385-й школе в ящике оказалось 158 записок с 313 вопросами. Всего же по 80 школам собрано более 4000 вопросов, то есть в среднем по 50 вопросов на каждую школу.
Из этой большой массы вопросов только 27 не имели отношения к религии, что показывает не только стремление учащихся разобраться в вопросах религии, но и понимание ими того, какие явления относятся к области религии, а какие нет. Это опровергает распространенное мнение, будто учащиеся вообще индифферентны к вопросам религии.
Что же интересует школьников? Из 313 вопросов, заданных шестиклассниками 385-й школы, в 221 случае речь шла о бытующих в наши дни православных праздниках и обрядах: «Что такое пасха?»; «Почему на пасху красят яйца?»; «Почему пасха бывает в разное время?»; «Почему солнце играет на пасху?»; «Зачем крестят детей?»; «Зачем некоторые люди носят на шее кресты?»; «Зачем поп поет над иконой?»; «Что такое пост?»; «Зачем в домах старых людей перед иконой зажигают лампаду?»; «Почему на троицу ходят на кладбище?»; «Зачем празднуют рождество, Николу, Петра, Илью, спас, покров?»; «Почему, когда умирает человек, зовут попа, и он поет?»; «Зачем моя бабушка поет не дома, а в церкви?» — и т. п.