Урок атмосферы поиска истины
Превосходным средством для достижения этой цели является создание на уроке атмосферы поиска истины, когда участниками такого поиска являются сами учащиеся. И если ложность религиозного взгляда на изучаемый вопрос в результате таких поисков Установят сами учащиеся, то прочность атеистического вывода будет во сто крат выше, чем заученная формула на эту тему. Так, если при изучении известного закона Ломоносова о сохранении материи школьники сами проведут соответствующий опыт и убедятся, что материя не возникает и не исчезает, то ошибочность религиозного учения о сотворении мира богом «из ничего» станет для них очевидной. И эта истина прочно войдет в арсенал их атеистических убеждений.
Интересен в этом отношении опыт заслуженной учительницы Латвии Зельмы Яновны Лице, работающей в 5-й школе Риги. Зная, что среди ее воспитанников есть такие, которые верят в то, что «святая вода» не портится, она провела простой опыт.
— Почему «святая вода» долго не портится?— спрашивает она пятиклассников. — Может быть, это результат чудодейственных молитв священника? А может, и мы с вами сотворим это «чудо»? Давайте нальем в серебряный кувшинчик обыкновенной воды. И в этот глиняный — тоже.
Долго стояла потом эта вода в классе. Школьники стали замечать, что вода в глиняном сосуде всё больше мутнела, а в серебряном осталась как хрусталь. Любознательные дети часто спорили о причинах такого явления: наконец кто-то из них, то ли от родителей, то ли из книг, узнал, что дело тут в серебре, которое убивает микроорганизмы. Беседа учительницы окончательно раскрыла глаза школьникам на бабушкины рассказы о «святой водице» .
Особенно много дает привлечение самих школьников к Практической антирелигиозной работе. Формами ее могут быть: доклады на предметном кружке; атеистические беседы старшеклассников в младших классах; создание учащимися уголка атеиста; их выступления на атеистическом вечере художественной самодеятельности; сбор антицерковных и антирелигиозных народных пословиц и поговорок и т. п. Во всех этих случаях учащиеся сами выступают в роли доказывающих и убеждающих, а ведь это лучший способ воспитания их самих.