Божественный сад
Есть в Библии очень наивная сказка. В ней повествуется о том, как в божественном саду Эдемском в полном бездействии и неведении жили два первочеловека — Адам и Ева. И были они до такой степени свободны от всякого знания, что не ведали даже о собственной своей наготе. И это было хорошо.
Но однажды, не без участия, разумеется, змия-искусителя, отведали они от «древа познания». Ибо, с неодобрением замечает безымянный автор этого рассказа, древо познания «вожделенно» для людей. И они прозрели и поняли, что хорошо и что плохо, и распознали свою наготу, и устыдились ее. Но вот это с точки зрения религиозной добродетели было уже грехопадением. И бог изгнал за это Адама и Еву из рая.
Так в сказочных мотивах древней библейской легенды стихийно отобразился извечный антагонизм между религиозным благочестием, основанным на слепой вере, и природным стремлением человечества к знанию. «Если чудеса необходимы для доказательства бытия божия,— отмечает один современный индийский философ,— то наука всегда убивала бога».
Человеческие заблуждения имеют столь же древнюю историю, как и история человеческого знания. Прежде чем человек научился обрабатывать камень и превращать его в целесообразное орудие труда, он, несомненно, проделал тысячи и тысячи неудачных опытов по скалыванию, стесыванию, полировке. Прежде чем человек научился правильно оценивать те или иные явления и события, происходившие вокруг него в мире, он производил в своей голове тысячи и тысячи ошибочных оценок. И в том и другом случае мудрым судьей, который определял, что хорошо и что плохо, что правильно и что ложно, являлась трудовая деятельность людей. Только в практической деятельности проверялась целесообразность и эффективность новшеств и улучшений, вводимых человеком в приемы охоты, собирания пищи, использования огня, изготовления одежды.