Психологическое переживание
Нельзя забывать также о склонности ребенка к такому психологическому переживанию, как чувство страха, и о его незащищенности. Его пугают гроза, внезапно налетевший ураган, ночные крики зверей и птиц в соседнем лесу, непонятные шорохи в темноте, страшные сновидения, болезни и т. п. И если в такой момент он слышит от старших религиозное объяснение подобным явлениям, то это означает, что к сухому хворосту поднесли огонь. В интересной статье К. Д. Радиной на эту тему рассказывается о школьнице Нелли 3., которая стала верить в бога именно при такой ситуации. Однажды, отстав в лесу от своих подруг и заблудившись, она испугалась, пришла в отчаяние. Тут вспомнился ей совет бабушки: «Если будет тебе трудно — помолись с верой, и господь тебе поможет». Девочка стала усердно молиться. Это несколько успокоило ее и позволило расслышать, как зовут подруги. Но воспринято «спасение» было как помощь «свыше». «С тех пор, — говорила она потом,— я всегда молюсь, когда мне трудно».
Необходимо отметить вместе с тем, что семена религии, запавшие в детскую душу, могут дать всходы значительно позднее, когда для этого складываются соответствующие условия: человек оказывается в беде, одиночестве, без поддержки коллектива. В поселке Пролетарский Серпуховского района Московской области произошел такой случай. У одной школьницы была верующая бабушка. В углу комнаты висела икона. Когда девочка заболела, старушка молилась: «Спаси и сохрани болящую рабу твою, Никола угодник». После смерти бабушки икону вынесли и забыли и про икону и про молитвы. Девочка окончила школу, техникум и считала себя неверующей. Но однажды на нее свалилась беда, а никого из родных и друзей не оказалось рядом. И вот из глубины ее памяти всплывает бабушкина молитва, якобы исцелившая от болез-ни. Девушка отыскала вынесенную икону, стала молиться и посещать церковь. Случай этот показывает, сколь долго хранятся в памяти детские впечатления.
Правда, многие верующие понимают, что если сами они еще не могут расстаться с религией, то дети должны воспитываться по-новому. Однако, соблюдая религиозные обряды, они забывают о том, что дети любят подражать старшим и что может получиться, так сказать, стихийная форма религиозного воспитания. Дети видят в доме иконы, наблюдают моления, чтение Библии, отправление религиозных праздников и обрядов. При них говорят: «бог покарал» кого-нибудь или «послал исцеление» от болезни. Они слышат, как старшие объясняют «вещие сны», гадают на картах, говорят о «дурных приметах» и т. д. А у ребенка логика простая: раз взрослые так делают, значит, это правильно. И, подражая им, он вместо того, чтобы выучить урок, может положить в ботинок, под пятку, пятикопеечную монету в надежде получить «пятерку». Такой ребенок будет бояться «дурного сна», «несчастливого числа», черной кошки, «нечистой силы» и т. п. Родители с запозданием и огорчением узнают потом, что сорняки в детскую голову они неосторожно посеяли сами.