Вавилонский пантеон
Этот вавилонский пантеон до сих пор удерживается в названиях дней недели ряда европейских языков. Так, воскресенье в немецком языке называется Sonntag — день Солнца — вавилонского бога Шамаша; понедельник во французском языке — lundi — день Луны — Сина, вторник — mardi — день Марса — вавилонского Нергала и т. п.
В верованиях земледельческого общества Вавилонии виднейшее место занимал культ умирающего и воскресающего божества. Несомненно, в этом культе нашло отражение стремление древних вавилонян объяснить такие явления природы, как смена времен года, тайна «смерти» зерна, брошенного в землю, и его последующего «воскресения». Несомненно также, что за всем этим стояло и извечное стремление человека проникнуть в тайны собственной жизни и смерти. Что стоит за смертью, какова она, «страна без возврата», «обширная страна» Нергала,— этот вопрос вставал и перед религиозной мыслью и перед вольнодумством древнего мира.
В опоэтизированной форме эта проблема выступала в известном мифе о богине Иштар и ее возлюбленном молодом боге Таммузе.
Когда Таммуз был похищен владычицей подземного царства Эрешкигаль, повествует миф, Иштар, скорбя о нем, решила отправиться следом и освободить его: «В страну без возврата… направилась Иштар, дочь Сина… К дому мрака… к дому, входящие в который не выходят, на стезю, не выводящую назад, к дому, вступающий в который изъят от света, к месту, где пищей служит прах, едой — земля, где не видят света и живут во мраке, где одеты, как птицы, в перья, где на вратах и засовах прах»…
Своим существованием Египет, так удивительно единоборствующий с пустыней, обязан единственной реке этой страны — Нилу. Верхняя часть Египта орошается Нилом, нижняя — сотворена этой рекой. Обильные наносы ила образовали здесь обширную дельту, привлекающую к себе сейчас, как и в древности, неисчерпаемым плодородием почвы.